
Вначале было слово. Вряд-ли оно звучало осмысленно на современный лад, но свою функцию выполняло - определённой последовательностью звуков обозначало предмет, событие или эмоцию. И столь удобно оказалось помещать смысл чего-то в этакий компактный вербальный контейнер, что вошедшее во вкус человечество постепенно придумало великое множество систем звуковых и словарно-грамматических средств для описания всего, до чего может дотянуться его пытливый разум. Каждый язык по-своему отражал мироздание людей, постепенно формируя строгие (или как получится) фразы для требующего осмысления. Тот же кирпич хорошо уживается в одном предложении с "глиной", "строительством", "зданием" и чуть реже его можно увидеть логично размещённым рядом с, например, "Штирлицем", в результате можно составить своеобразные карты слов, прописав в каждую предшествующее/следующее выражение с некоторой вероятностью для получения более-менее осмысленного текста/речи/мысли.
Со временем некоторые двуногие развили идею, появились методы упорядочивать массивы знаний на различные носители, что неплохо ускорило становление разума поколений, если понимать его как умение применять свой и чужой опыт к различным событиям в этом лучшем из миров, усваивая рабочие методы, изобретая свежие подходы, дополнительно эскалируя рост осознанности относительно как мотивов, так и последствий. Увеличивающееся количество социальных связей и источников информации добавило свой множитель к уравнению скорости эволюционирования конкретных личностей и человечества в целом.
Тем временем серое вещество меж ушей старается быть максимально энергоэффективным, постоянно находясь в поиске баланса между затратным созданием новых связей и более экономичным использованием существующих. С одной стороны удобно - повторяемая из раза в раз мысль срабатывает как рефлекс, вызывая определённые последовательности действий/выводов в ответ на соответствующие внешние раздражители с минимальными затратами и довольно шустро. С другой - кардинально изменить подобные паттерны поведения в случае необходимости таки сложнее, чем при обучении с нуля, столкнувшись с желанием действовать "иначе" (исходя из свежих данных на основе, допустим, осмысления прошлых результатов) можно столкнуться с побочками в виде снижения производительности, повышенной вероятности ошибки и вообще, мозг структура ленивая, без должной установки вполне обходящаяся удовлетворением лишь базовых потребностей.
В итоге чем больше знания соответствуют реальности, тем проще их дополнять, корректировать, у личности растут возможности осмысленно влиять на самоё себя. Пусть в современном мире с его невообразимым количеством шумов на фоне крупиц истины это не самая простая задача (стог сена нервно курит иголку, косясь на созданное человечеством инфополе), всегда помогут верно применённые слова - надёжные кирпичики языков программирования мозга.